ТЕПЛЫЕ ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ
Тропический континентальный воздух (Тс). Воздух этого типа имеет во все времена года сравнительно небольшое значение для полетов, хотя летом его влияние сильнее, чем зимой. Это объясняется тем, что площадь жарких континентальных районов в США и Мексике в теплое время увеличивается. Этот воздух горячий и очень сухой. Хотя по временам он бывает очень неустойчивым, однако он свободен от облаков, так как его относительная влажность настолько низка, что для насыщения его водяным паром необходим подъем на ненормально большую высоту (и очень сильное охлаждение). Условия для полета в нем обычно хороши, хотя днем вы встречаете турбулентность даже на большой высоте.
Нижеследующее описание масс морского тропического воздуха гораздо длиннее описания воздушных масс других типов просто потому, что морской тропический воздух, в особенности тропический с залива (Тд) и тропический атлантический (Та), имеет очень большое значение.
Тропический тихоокеанский воздух (Тр) зимой. Воздух этого типа формируется в поясе пассатов между Калифорнией и Гавайскими островами, в области высокого давления. Зимой тропический тихоокеанский воздух имеет большое значение для западной части США. В этом районе вода в океане сравнительно прохладна, и то обстоятельство, что воздух сформировался в областях высокого давления, повышает его устойчивость (вспомните, что опускание воздуха вызывает увеличение устойчивости, как показано на рис. 33). В воздухе над океаном, вблизи побережья Мексики, наблюдаются кучевые облака с ливнями, но эти облака не достигают величины облаков, наблюдаемых в других морских тропических воздушных массах. При движении в северном направлении этот воздух проходит над более холодной океанской водой, и устойчивость его увеличивается. С переходом из неустойчивого в устойчивое состояние изменяется и тип облаков. Кучевые облака сменяются слоистыми или слоисто-кучевыми. Устойчивость, созданная охлаждением воздуха снизу, уменьшает его турбулентность. Верхний предел облаков понижается до высоты 1500—2 400 м. Непрерывный подъем тропического тихоокеанского воздуха над нижележащим клином более холодного и более плотного воздуха (как мы увидим ниже, это называется «теплым фронтом») вызывает дождь на западном побережье США. В большинстве случаев эта воздушная масса и погода в ней имеют значение только для западного побережья, но иногда тропический тихоокеанский воздух переваливает через Скалистые горы. Если при этом районы, прилегающие непосредственно к Скалистым горам с востока, заняты глубоким слоем холодного полярного континентального воздуха, то подъем тропического тихоокеанского воздуха, натекающего на холодный воздух, продолжается к востоку от гор и вызывает снегопад.
Условия для полетов вполне благоприятны, за исключением того случая, когда в районах осадков (вблизи фронта) вы, вследствие непрерывного дождя, встречаете низкие потолки и плохую видимость. Турбулентность
и в ясных и в облачных частях воздушной массы невелика, так как в воздухе отсутствует конвективная неустойчивость (см. рис. 30).
Летом нормальное направление потоков воздуха над Тихим океаном не благоприятствует вторжению масс тропического тихоокеанского воздуха в США ввиду существования области высокого давления над океаном у побережья США.
Зимой играют большую роль другие морские тропические массы, отличающиеся по своим свойствам от тропического тихоокеанского воздуха. Тропический воздух с залива (Ту), формирующийся над Мексиканским заливом и Караибским морем, и тропический атлантический воздух (Та), формирующийся над Саргассовым морем, имеют для США чрезвычайно большое значение. В областях их возникновения температура океанской боды высока, так же как температура воздуха и его удельная влажность, так что этот воздух характеризуется влажнонеустойчивостью (вспомните, что на рис. 23 воздух был устойчив, пока был ненасыщен, но после насыщения сразу становился неустойчивым).
Тропический воздух Мексиканского залива имеет очень высокую удельную влажность, а ввиду того, что это большое количество влаги почти насыщает воздух, относительная влажность тоже высока (теплый воздух может содержать больше влаги, чем холодный, а в данном случае он содержит почти все количество влаги, которое может в нем заключаться). Ввиду высокой относительной влажности воздуху этого типа не приходится подниматься очень высоко, чтобы охладиться до температуры, вызывающей конденсацию водяного пара; поэтому такой воздух характеризуется слоистокучевыми и слоистыми облаками. Надвигаясь на сушу, тропический воздух Мексиканского залива медленно поднимается над пологим скатом местности в южных штатах. Этот подъем происходит постепенно и на недостаточно большую высоту, чтобы вызвать неустойчивость воздуха. При продолжительном движении над холодной поверхностью суши к северо-востоку, северу и северо-западу воздух становится все более устойчивым, относительная влажность его увеличивается, и в нижних слоях воздуха над более холодной землей образуются низкие облака и туман.
Ночью и рано утром погода внутри воздушной массы облачная со слоистыми или слоисто-кучевыми облаками. После нагревания солнцем в течение дня низкие облака часто исчезают, и воздух проясняется. При таких условиях местных гроз не бывает (местными грозами называются грозы, вызванные сильным местным нагреванием поверхности; это нагревание поверхности создает в нижних слоях воздуха неустойчивость, достаточную для того, чтобы вызвать подъем, приводящий к влажнонеустойчивости воздуха). Однако, если подъем воздуха вызван горным хребтом или клином более холодного и более плотного воздуха, этот подъем может оказаться достаточным, чтобы создать неустойчивость в воздухе даже зимой, в результате чего происходят сильные ливни или грозы (было бы полезно при этих рассуждениях напрячь свое воображение и мысленно посетить воздушные массы в областях их формирования и проследить за ними в их движении).
Зимой тропическая атлантическая воздушная масса, двигающаяся к северу из области формирования над Саргассовым морем, охлаждается снизу более холодной водой океана, в результате чего становится устойчивой. Продолжительное охлаждение воздушной массы при ее движении на север ведет к образованию тумана в обширных районах. Подъем тропического атлантического воздуха над клином более холодного и более плотного воздуха в северной части Атлантического океана и вдоль атлантического побережья США ведет к образованию облаков и значительным осадкам, выпадающим из массы тропического атлантического воздуха. Знаменитые «норд-осты» в северо-восточных штатах, сопровождаемые дождем и снегом, являются следствием натекания теплого влажного тропического атлантического воздуха на более холодный воздух.
Ваш полет через морские тропические воздушные массы зимой будет спокойным и приятным, кроме тех случаев, когда потолки и видимость понижаются под очень низкими слоистыми облаками или в районах тумана. Опасность обледенения отсутствует, как и сильная турбулентность, за исключением случаев, когда происходит подъем воздуха на высоту, достаточную для того, чтобы вызвать в нем неустойчивость (см. на рис. 23 объяснение влажнонеустойчивости).
Тропический воздух Мексиканского залива и тропический атлантический воздух имеют особенно важное значение летом. Летом солнечное лучеиспускание и нагревание поверхности суши значительно усиливаются и вызывают преобладание низкого давления над континентальными областями США. Над Атлантическим океаном, где воздух сравнительно холоднее и плотнее, господствует большей частью высокое давление. Это сочетание высокого давления в океане с низким давлением на материке очень благоприятствует непрерывному притоку морских тропических воздушных масс в США из области высокого в область низкого давления. Ввиду того, что поверхность суши нагрета, и теплый морской воздух затекает далеко на север страны, южная граница холодного полярного воздуха проходит далеко на севере и лишь изредка достигает южных областей страны в виде отдельных вторжений холодного воздуха.
Тмешшнски^шш
Свойства тропического воздуха Мексиканского залива и тропического атлантического воздуха в областях формирования летом во многом схожи с их зимними свойствами. Летом воздух теплее, влажнее и конвективно более неустойчив до больших высот, чем зимой, а величина подъема, необходимого для насыщения воздуха, меньше, чем зимой, ввиду большего содержания влаги и более высокой относительной влажности.
Одно из основных различий между морскими тропическими воздушными массами летом и зимой заключается в тех изменениях, которые они претерпевают при движении над сушей. Летом они не охлаждаются, а нагреваются снизу, что увеличивает их неустойчивость. При достаточно энергичной конвекции развивается резкая неустойчивость, вызывающая грозы.
Р и с. 55. Этот рисунок изображает массу морского тропического воздуха, двигающуюся с Мексиканского залива через сушу в северном направлении. Слева вы заметите ливни и грозы — последствия неустойчивости, вызванной нагреванием и увеличением влажности нижних слоев воздуха. При движении воздуха над сушей, как показано в середине рисунка, внизу попрежнему имеется источник тепла в виде нагретой земли, хотя источник влаги прекратил свое действие. Воздух попрежнему неустойчив, а потому ливни и грозы продолжаются. Подъем воздуха над горным хребтом в правой части рисунка вызывает еще более интенсивную конвекцию, более сильные осадки и более усиленную грозовую деятельность.
При этом движении к северу воздух теряет значительную часть влаги в виде осадков. Удельная и относительная влажность его падает, а высота подъема, необходимая для насыщения, увеличивается. Чем дальше тропический воздух Мексиканского залива удаляется на север от области формирования, тем меньше облаков и реже грозы в воздушной массе. Воздух становится чистым. Однако он сохраняет свойство прежнего
(Пример)
• Нучввые остана ^ ( уменьшаются)
‘швТОІГчї к
‘ г™ Неимение воздуха — и Теплый воздух і
Мексиканский залив,
морского тропического воздуха— влажнонеустойчивость. Значительный подъем воздушной массы, например при натекании на более холодный и более плотный воздух, сделает ее неустойчивой и вызовет грозы на большой высоте.
Тропический атлантический воздух имеет примерно те же свойства, что и тропический воздух Мексиканского залива, с той лишь разницей, что при прохождении первого над более холодной водой океана в нем иногда образуются ночью и рано утром морские туманы.
Рис. 56. На этом рисунке изображены изменения несколько другого типа. Тот же тропический воздух Мексиканского залива удаляется от области формирования ночью, проходя над более прохладной землей. Кучевые облака, показанные слева, над сушей уменьшаются благодаря устойчивости, вызванной охлаждением снизу. Это охлаждение и стабилизация воздуха могут оказаться достаточными для образования в ночное время внутри воздушной массы слоистых облаков. При таких условиях конвективные кучевые облака исчезают. Если путь воздушной массы пересекает горы, как показано справа, подъема, вызываемого горами, обычно бывает достаточно для перехода в состояние неустойчивого равновесия и возникновения энергичной конвекции и сильных гроз.
При полете через тропический воздух Мексиканского залива и тропический атлантический воздух летом вы можете встретить меняющуюся погоду. Рано утром, вследствие охлаждения воздуха — прохладной землей, на побережье Мексиканского залива или Атлантического океана наблюдаются обширные районы низкой облачности, вызывающей низкие потолки и плохую видимость, но выше облаков вы можете лететь в спокойном, ясном воздухе. Солнечное тепло после восхода солнца рассеивает нижние слоистые облака, но позднее, в течение дня, конвекция приводит к образованию куче-
вых облаков, иногда разрастающихся до размеров грозовых. Обычно вы можете обогнуть местную грозу, избегая сильной турбулентности и держась более спокойного воздуха вне облаков. Лететь же сквозь такие грозы, конечно, рискованно. Когда грозы вызваны в морских тропических воздушных массах значительным подъемом воздуха по клину более холодного и более плотного воздуха, погода становится опасной для полетов, так как вместо отдельных гроз вы встретите непрерывную цепь грозовой деятельности.
Полет при порывистом ветре
может означать хорошую
встряску.